пятница, 8 февраля 2013 г.

бабайцева в.в. русский язык: синтаксис и пунктуация

СодержаниеПредисловие (3)СИНТАКСИС (5)Введение (5)Осно

Развитие синтаксической теории приводит к тому, что описание системы русского языка усложняется, детализируется. Наши знания о синтаксическом строе русского языка становятся и более глубокими, и в то же время более дробными. Это осложняет описание синтаксического строя русского языка в лингвометодических целях. С одной стороны, очевидно, что нельзя (не только для ученика, но и для учителя) безгранично увеличивать объем теоретических сведений, а с другой, необходимо расширять научный кругозор учителей-словесников. Выход из этого положения мы видим в том, чтобы представить увеличившийся объем знаний о синтаксисе в строгой системе основных понятий, связанных явлениями переходности, знание которых позволит учителю творчески, нешаблонно подойти к объяснению синтаксических явлений. Эту идею мы и положили в основу данной книги.

Разнообразие задач изучения синтаксической теории в школе определило и структуру книги: системному изложению синтаксиса и пунктуации предшествует введение, в котором выделяются основные синтаксические единицы, их уровни и аспекты, определяющие набор дифференциальных (отличительных) признаков синтаксических единиц, разнообразие синтаксических направлений.

В плане практическом (при формировании умений и навыков) учитывались интересы развития речи, овладение стилистическими навыками, нормами культуры речи, а также орфографическими и пунктуационными навыками.

При описании синтаксических понятий в предлагаемой книге автор исходил из их теоретического и практического значения. В плане теоретическом учитывались: а) значимость синтаксических понятий в системе языка в кругу других синтаксических понятий; б) значимость данного понятия в формировании других синтаксических понятий; в) значимость данного понятия в формировании понятий других разделов науки о языке.

Пунктуация органически связана с синтаксисом, так как в письменной речи знаки препинания служат средством выражения различных семантико-синтаксических значений, сигнализируют о соответствующей интонации. Правила расстановки знаков препинания базируются на закономерностях строения и значения синтаксических единиц.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

   103(13) 79

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. 270 с.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. 270 с. - Учебные пособия - Монографии, учебники, сборники статей - Каталог файлов - Сайт Веры Васильевны Бабайцевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий